Рецензия на книгу "Царь и Россия"


                                                                                                            «И вот, есть последние, которые будут первыми» (Лук.13:30).


Эти слова Христа буквально исполнились на последнем русском императоре Николае, который стал первым и единственным святым из дома Романовых. Он и его семья прославлены в лике святых страстотерпцев, уникальном и парадоксальном чине святости, открытом в Русской Церкви подвигом святых князей Бориса и Глеба – первых русских святых.


При всей неоспоримости и очевидной святости царя-мученика Николая, для многих людей его личность является камнем преткновения. Его осуждают за слабоволие, плохое управление государством, неумение правильно оценить обстановку. На него возлагается главная вина за произошедшую катастрофу – революцию и победу коммунистического режима, который принес огромные бедствия русскому народу.


Однако такие мнения во многом связаны с необъективным, а порой просто ложным взглядом на происшедшие события. «Клевета на Царственных мучеников, начавшаяся при их жизни, продолжается и после их мученической смерти, уже пятьдесят лет, и чем дальше – тем сильнее» писал Н. Обручев еще полвека назад. Мы можем подтвердить его правоту – и через сто лет после трагической гибели царя и его семьи споры о них не утихают, а необоснованные обвинения продолжают нарастать.


Составители сборника "Царь и Россия" представляют в этих спорах линию защиты императора Николая. Они предлагают обратиться к статьям русских публицистов и журналистов, государственных деятелей и военачальников, священнослужителей и писателей изданных в русской эмиграции в 1920-1950-х годах. Главная цель этих публикаций о Царе-мученике «выявить Его подлинный облик как человека, христианина и правителя, на основании подлинных исторических фактов, событий и мнений людей справедливых и порядочных, лично близко знавших его» (Н. Обручев).


Сквозь тусклое стекло предвзятости и недоброжелательности трудно разглядеть истину. Она открывается внимательному читателю, как в мелких фактах повседневной жизни царя, так и в анализе статистических данных небывалого и непревзойденного экономического роста и благосостояния в дореволюционной России. Величие и нравственная высота императора Николая открываются в его делах и поступках. И не кажется преувеличением отнести к нему слова Господа, сказанные о праведном Иове: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8).


Жизнь и судьба последнего русского императора неотделима от судьбы России, которую он беззаветно любил и которой был предан до конца. «Русский царь, выразитель эпохи. Он светлое и живое олицетворение России» (Н.А. Павлов). Но почему же случилась такая разрушительная катастрофа? Почему такими актуальными и своевременными стали голоса древних пророков и почти буквально исполнились над Россией: «Ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать… День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы …» (Соф.1:7, 15)?


Над великой тайной беззакония русского размышляют авторы сборника, среди которых святитель Тихон, Патриарх Московский, Святитель Иоанн Шанхайский, архиепископ Аверкий Таушев, священники и пастыри Русской Церкви. Их слова открывают нам духовный смысл происшедшего, позволяют увидеть за неистовством злобы обезумевших людей и за мужеством веры святых новомучеников крепкую руку Господню. Святой праведный Иоанн Кронштадский еще в 1906 году поставил верный духовный диагноз своим современникам, его слова кажутся так пугающе актуальными и сегодня: «Тем именно и страдает ныне русское общество, что в нем нет веры во Христа, нет твердости веры и убеждений христианских, что оно помешано на всяких «свободах», превратно понятых, и творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно…»


Не в наших силах изменить то, что уже прошло, но, преодолевая боль и страх, мы можем вновь и вновь вглядываться в те трагические события, для того, чтобы пытаться избежать таких бедствий в будущем. И, храня надежду в сердце, взывать с пророком Исаией ко Господу: «Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой» (Ис.64:9)!



                                                                            




 
Отправить резюме
 
Заказ обратного звонка
 
Обратная связь
 
Быстрая покупка