Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х томах
"БУДЬТЕ С ГОСПОДОМ БОГОМ…"
Православный русский народ любит праведников и святых. Любит горячо и крепко, несмотря на целый век гонений на веру. А может, именно благодаря этим гонениям, когда измученное человеческое сердце тянется к чему-то высшему, чему-то небесному за помощью, за поддержкой, за спасением от повседневных тягот и ужаса жизни. И где же искать этого спасения, как не в церковных святынях, которые одни неколебимыми столпами высятся среди бушующего житейского моря!..
Двадцатый век явил нам удивительные феномены, если можно так сказать, народной канонизации духовных подвижников. Блаженная Ксения Петербургская, прославленная в лике святых в 1988 году; блаженная Матрона Московская, канонизированная в последний год XX века. Почему мы говорим о народной
канонизации? Да потому, что церковному прославлению предшествовали долгие десятилетия (а в случае с Ксенией Петербургской – полтора столетия!) горячего, искреннего народного почитания. Кто из нас, верующих, не стоял в очереди к часовенке блаженной Ксении на Смоленском кладбище Петербурга? Кто не брал земельки с могилы матушки Матронушки на Даниловском кладбище в Москве? Вряд ли в среде верующего церковного народа найдутся такие люди…
И вот на наших глазах на бескрайнем горизонте Русской Православной Церкви восходит и разгорается всё ярче новая духовная звезда – старица Феодосия, жившая в городе Скопине Рязанской области. Еще при жизни подвижницы верующий народ протоптал тропинку к ней так же, как к матушке Ксении и матушке Матроне. После преставления праведницы эта дорожка не зарастает, и те, кто знал матушку Феодосию при жизни, и те, кто получил от нее посмертную помощь, нескончаемой вереницей тянутся к месту ее упокоения.
Удивительна биография этой женщины. Наталья Никифоровна Косоротихина, так звали матушку от рождения, родилась на Рязанщине, в 1922 году в многодетной семье. С детства познала тяжелый труд, как и все ее сверстники. Внимая своему сердцу, никогда не выходила замуж (хотя сватались многие), а в 1957 году, после нескольких тяжелых травм, впала, говоря врачебным языком, в летаргический сон и спала до 1971 года…
Заснула Наталья простой неграмотной крестьянкой, а проснулась она другим человеком. Окружающие вдруг увидели в ней просвещенную духовноую подвижницу, глубоко постигшую церковное Предание и истины Евангелия. Вот что вспоминает об этом внучатая племянница матушки Феодосии В.И. Тихонова: «Однажды мы были у матушки, и она заговорила про Бога, а мама спросила: «Наташа, как же ты знаешь, ведь раньше не знала?» Она говорит: «А сколько годов я там была, у Бога-то? Разве я, племянница, просто так? Там все мы учились!»
Для тех, кто был рядом с ней (а вскоре и не только для них!), стало очевидно, что тринадцатилетний сон этот был не простым сном, но живым и напряженным духовным общением и взрослением, когда человеческое сердце наполняется божественными истинами, чтобы уже никогда их не потерять. И с этой поры она, как и матушка Матрона, становится утешением, поддержкой, молитвенницей для своих близких и земляков, а позже – и для верующих людей со всех концов всегда необъятной и всегда страдающей России…
Впрочем, пересказывать подробно биографию матушки Феодосии (так ее нарекли при монашеском постриге) не имеет смысла. У верующих появилась замечательная книга, составленная М.Е. Шкатовым и выпущенная в издательстве «Отчий дом». Двухтомник «Старица Феодосия Скопинская» содержит без малого тысячу страниц!
Надо сразу отметить, составитель подошел к своему делу весьма серьезно и основательно. Основательностью вообще отличаются издания «Отчего дома», за что его руководству хочется выразить отдельную благодарность.
Воспоминания, которые составляют основной корпус книги, собраны у тех, кто так или иначе был знаком, причастен, связан с матушкой Феодосией. И что самое важное, самое ценное для всех нас – эта удивительная подвижница - наша современница. Она умерла совсем недавно, в 2014 году. Впрочем, слово «умерла» не вяжется с этим удивительным человеком. Ведь матушка не только полной грудью сама вдохнула божественной вечности, но и передавала эту вечность всем приходящим к ней.
И вновь цитата, на этот раз – из рассказа игумении Евстолии (Афониной), настоятельницы Переславского Никольского женского монастыря:
«Матушка учила иному, не мирскому взгляду на мир. Учила преодолевать земное тяготение, точнее тяготение в ад. Учила стремиться к Богу и открывать Небо на земле.
Удивительно, что сохранил Господь матушку именно к 1990-м годам, когда Россия начала просыпаться, воскресла в духовном смысле, задышала. Что, казалось бы, можно ожидать от лежащей старицы, кроме воздыханий и горьких слез? А у матушки, наоборот, было поразительное чувство жизни, которое она передавала всем, приходящим к ней, зачастую испуганным и потерявшимся в новых обстоятельствах. Матушка, несомненно, была очень сильным человеком. Великие духовные дарования – это одна из сторон ее личности, но была и огромная сила характера, проявленная в простом, с Рязанской земли, человеке…»
Книга воспоминаний составлена М. Шкатовым просто, без вычурности и каких-то специальных изысков. Читается он легко и увлекательно, вызывает ощущение искренности и достоверности.
Первый том делится на две большие части. В Первой части рассказывается о том, как жила Наталья Никифоровна Косоротихина до своего чудесного сна и о том, как вообще жила русская деревня в советское время. Здесь, и это понятно, авторами являются по преимуществу родные люди и земляки матушки. Вторая часть посвящена жизни матушки Феодосии после ее пробуждения. Состав вспоминающих расширяется, как расширялась известность матушки среди окрестных мест. В Приложениях к Первому тому помещены Жизнеописание старицы Феодосии и рассказ о священноигумене Феодоре (Липягове; 1870-1954), духовном наставнике матушки.
Второй том открывают воспоминания епископа Скопинского и Шацкого Феодорита (Тихонова), который является дальним родственником матушки Феодосии и потому начал ездить к ней за духовными советами еще с детства. (Именно она, кстати, открыла ему, что он в свое время будет владыкой Скопинским. И открыла тогда, когда сама мысль о епископской кафедре в районном центре Рязанской области выглядела, мягко говоря, не слишком правдоподобной.) А дальше, после воспоминаний владыки – идут вперемежку воспоминания самых разных людей: архимандритов, протоиереев и иереев, простых мирян.
И наверное, это вполне правильно, ведь у Бога каждый человек одинаково ценен и уникален, поскольку каждый рождается с душой живой. Кто из нас дерзнет утверждать, что чья-то душа дороже другой души перед своим Создателем? И одновременно каждый человек, живущий духовной жизнью, знает, что душа в своей основе проста, и именно в этой душевной простоте заключается, может быть, одна из главных тайн человеческого существования.
Вообще-то, именно человеческая простота была одним из главных качеств схимонахини Феодосии. Вот что вспоминает об этом иеромонах Серафим (Маслов):
«Советы матушки всегда были очень простые. Учила она следовать Евангельскому идеалу. Это проходило красной нитью. Она сама жила по Евангелию и нас наставляла жить так же… …Матушка никогда не призывала к каким-то великим подвигам. А учила делать то, что положено. Жить размеренно, реальной жизнью. Служить Богу и людям. Быть отзывчивым к нуждам людей, которые посещают наш храм. Никогда молитву не оставлять. Хранить чистоту сердца, жить по совести…»
Но разве не простотой и жалостью к простому люду отличалась святая блаженная Ксения? Разве не в простоте несла свой тяжелый жизненный крест блаженная матушка Матрона? Так может быть, именно простота, как ничто другое, нужна сейчас нашему народу? Простота веры, простота любви, простота терпения скорбей и болезней, простота справедливости…
Хочется завершить эту короткую рецензию словами владыки Феодорита, в которых он вспоминает о дне погребения матушки Феодосии:
«Сестер своих матушка очень любила, а потому хотела быть погребенной рядом с ними. Кладбище находится приблизительно в пятнадцати километрах от храма. Всю дорогу мы, духовенство, во главе с митрополитом пели пасхальные песнопения. За медленно едущей машиной шли люди и, прощаясь с матушкой, целовали автомобиль. Один человек посчитал, сколько машин ехало за гробом матушки. Двести восемьдесят! Перед тем как предать матушку земле, мы в последний раз взглянули на ее лицо. Оно было как при жизни: покойно и благодатно…»
Возможно, в будущем о матушке Феодосии напишут новые книги. Но двухтомник издательства «Отчий дом» в составлении М. Шкатова, можно быть уверенным, надолго останется фактологической основой для всех будущих авторов. И в этом огромное значение вышедшей книги. Значение, которое невозможно переоценить.
Владимир Малягин