Главная / Чтение дня

Календарь

Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х томах


"БУДЬТЕ С ГОСПОДОМ  БОГОМ…"

    

  

   Православный русский народ любит праведников и святых. Любит горячо и крепко, несмотря на целый век гонений на веру. А может, именно благодаря этим гонениям, когда измученное человеческое сердце тянется к чему-то высшему, чему-то небесному за помощью, за поддержкой, за спасением от повседневных тягот и ужаса жизни. И где же искать этого спасения, как не в церковных святынях, которые одни неколебимыми столпами высятся среди бушующего житейского моря!..


   Двадцатый век явил нам удивительные феномены, если можно так сказать, народной канонизации духовных подвижников. Блаженная Ксения Петербургская, прославленная в лике святых в 1988 году; блаженная Матрона Московская, канонизированная в последний год XX века. Почему мы говорим о народной канонизации? Да потому, что церковному прославлению предшествовали долгие десятилетия (а в случае с Ксенией Петербургской – полтора столетия!) горячего, искреннего народного почитания. Кто из нас, верующих, не стоял в очереди к часовенке блаженной Ксении на Смоленском кладбище Петербурга? Кто не брал земельки с могилы матушки Матронушки на Даниловском кладбище в Москве? Вряд ли в среде верующего церковного народа найдутся такие люди…


   И вот на наших глазах на бескрайнем горизонте Русской Православной Церкви восходит и разгорается всё ярче новая духовная звезда – старица Феодосия, жившая в городе Скопине Рязанской области. Еще при жизни подвижницы верующий народ протоптал тропинку к ней так же, как к матушке Ксении и матушке Матроне. После преставления праведницы эта дорожка не зарастает, и те, кто знал матушку Феодосию при жизни, и те, кто получил от нее посмертную помощь, нескончаемой вереницей тянутся к месту ее упокоения. 


   Удивительна биография этой женщины. Наталья Никифоровна Косоротихина, так звали матушку от рождения, родилась на Рязанщине, в 1922 году в многодетной семье. С детства познала тяжелый труд, как и все ее сверстники. Внимая своему сердцу, никогда не выходила замуж (хотя сватались многие), а в 1957 году, после нескольких тяжелых травм, впала, говоря врачебным языком, в летаргический сон и спала до 1971 года…


   Заснула Наталья простой неграмотной крестьянкой, а проснулась она другим человеком. Окружающие вдруг увидели в ней просвещенную духовноую подвижницу, глубоко постигшую церковное Предание и истины Евангелия. Вот что вспоминает об этом внучатая племянница матушки Феодосии В.И. Тихонова: «Однажды мы были у матушки, и она заговорила про Бога, а мама спросила: «Наташа, как же ты знаешь, ведь раньше не знала?» Она говорит: «А сколько годов я там была, у Бога-то? Разве я, племянница, просто так? Там все мы учились!»

 

  Для тех, кто был рядом с ней (а вскоре и не только для них!), стало очевидно, что тринадцатилетний сон этот был не простым сном, но живым и напряженным духовным общением и взрослением, когда человеческое сердце наполняется божественными истинами, чтобы уже никогда их не потерять. И с этой поры она, как и матушка Матрона, становится утешением, поддержкой, молитвенницей для своих близких и земляков, а позже – и для верующих людей со всех концов всегда необъятной и всегда страдающей России…

                                               


   Впрочем, пересказывать подробно биографию матушки Феодосии (так ее нарекли при монашеском постриге) не имеет смысла. У верующих появилась замечательная книга, составленная М.Е. Шкатовым и выпущенная в издательстве «Отчий дом». Двухтомник «Старица Феодосия Скопинская» содержит без малого тысячу страниц!


   Надо сразу отметить, составитель подошел к своему делу весьма серьезно и основательно. Основательностью вообще отличаются издания «Отчего дома», за что его руководству хочется выразить отдельную благодарность. 

 

  Воспоминания, которые составляют основной корпус книги, собраны у тех, кто так или иначе был знаком, причастен, связан с матушкой Феодосией. И что самое важное, самое ценное для всех нас – эта удивительная подвижница  - наша современница. Она умерла совсем недавно, в 2014 году. Впрочем, слово «умерла» не вяжется с этим удивительным человеком. Ведь матушка не только полной грудью сама вдохнула божественной вечности, но и передавала эту вечность всем приходящим к ней.

   

И вновь цитата, на этот раз – из рассказа игумении Евстолии (Афониной), настоятельницы Переславского Никольского женского монастыря:

   

«Матушка учила иному, не мирскому взгляду на мир. Учила преодолевать земное тяготение, точнее тяготение в ад. Учила стремиться к Богу и открывать Небо на земле.

  

 Удивительно, что сохранил Господь матушку именно к 1990-м годам, когда Россия начала просыпаться, воскресла в духовном смысле, задышала. Что, казалось бы, можно ожидать от лежащей старицы, кроме воздыханий и горьких слез? А у матушки, наоборот, было поразительное чувство жизни, которое она передавала всем, приходящим к ней, зачастую испуганным и потерявшимся в новых обстоятельствах. Матушка, несомненно, была очень сильным человеком. Великие духовные дарования – это одна из сторон ее личности, но была и огромная сила характера, проявленная в простом, с Рязанской земли, человеке…»

  

 Книга воспоминаний составлена М. Шкатовым просто, без вычурности и каких-то специальных изысков. Читается он легко и увлекательно, вызывает ощущение искренности и достоверности.

  

Первый том делится на две большие части. В Первой части рассказывается о том, как жила Наталья Никифоровна Косоротихина до своего чудесного сна и о том, как вообще жила русская деревня в советское время. Здесь, и это понятно, авторами являются по преимуществу родные люди и земляки матушки. Вторая часть посвящена жизни матушки Феодосии после ее пробуждения. Состав вспоминающих расширяется, как расширялась известность матушки среди окрестных мест. В Приложениях к Первому тому помещены Жизнеописание старицы Феодосии и рассказ о священноигумене Феодоре (Липягове; 1870-1954), духовном наставнике матушки.

   

Второй том открывают воспоминания епископа Скопинского и Шацкого Феодорита (Тихонова), который является дальним родственником матушки Феодосии и потому начал ездить к ней за духовными советами еще с детства. (Именно она, кстати, открыла ему, что он в свое время будет владыкой Скопинским. И открыла тогда, когда сама мысль о епископской кафедре в районном центре Рязанской области выглядела, мягко говоря, не слишком правдоподобной.)  А дальше, после воспоминаний владыки – идут вперемежку воспоминания самых разных людей: архимандритов, протоиереев и иереев, простых мирян.

  

 И наверное, это вполне правильно, ведь у Бога каждый человек одинаково ценен и уникален, поскольку каждый рождается с душой живой. Кто из нас дерзнет утверждать, что чья-то душа дороже другой души перед своим Создателем? И одновременно каждый человек, живущий духовной жизнью, знает, что душа в своей основе проста, и именно в этой душевной простоте заключается, может быть, одна из главных тайн человеческого существования.

  

 Вообще-то, именно человеческая простота была одним из главных качеств схимонахини Феодосии. Вот что вспоминает об этом иеромонах Серафим (Маслов):

   

«Советы матушки всегда были очень простые. Учила она следовать Евангельскому идеалу. Это проходило красной нитью. Она сама жила по Евангелию и нас наставляла жить так же…  …Матушка никогда не призывала к каким-то великим подвигам. А учила делать то, что положено. Жить размеренно, реальной жизнью. Служить Богу и людям. Быть отзывчивым к нуждам людей, которые посещают наш храм. Никогда молитву не оставлять. Хранить чистоту сердца, жить по совести…»

  

 Но разве не простотой и жалостью к простому люду отличалась святая блаженная Ксения? Разве не в простоте несла свой тяжелый жизненный крест блаженная матушка Матрона? Так может быть, именно простота, как ничто другое, нужна сейчас нашему народу? Простота веры, простота любви, простота терпения скорбей и болезней, простота справедливости…

  

 Хочется завершить эту короткую рецензию словами владыки Феодорита, в которых он вспоминает о дне погребения матушки Феодосии:

 

  «Сестер своих матушка очень любила, а потому хотела быть погребенной рядом с ними. Кладбище находится приблизительно в пятнадцати километрах от храма. Всю дорогу мы, духовенство, во главе с митрополитом пели пасхальные песнопения. За медленно едущей машиной шли люди и, прощаясь с матушкой, целовали автомобиль. Один человек посчитал, сколько машин ехало за гробом матушки. Двести восемьдесят! Перед тем как предать матушку земле, мы в последний раз взглянули на ее лицо. Оно было как при жизни: покойно и благодатно…»

                                                   

   Возможно, в будущем о матушке Феодосии напишут новые книги. Но двухтомник издательства «Отчий дом» в составлении М. Шкатова, можно быть уверенным, надолго останется фактологической основой для всех будущих авторов. И в этом огромное значение вышедшей книги. Значение, которое невозможно переоценить.

 


                                                                          Владимир Малягин





                                                           
 
Отправить резюме
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке
 
Заказ обратного звонка
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке
 
Обратная связь
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке
 
Быстрая покупка
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке