Рецензия на книгу "Царь и Россия"


                                                                                                            «И вот, есть последние, которые будут первыми» (Лук.13:30).


Эти слова Христа буквально исполнились на последнем русском императоре Николае, который стал первым и единственным святым из дома Романовых. Он и его семья прославлены в лике святых страстотерпцев, уникальном и парадоксальном чине святости, открытом в Русской Церкви подвигом святых князей Бориса и Глеба – первых русских святых.


При всей неоспоримости и очевидной святости царя-мученика Николая, для многих людей его личность является камнем преткновения. Его осуждают за слабоволие, плохое управление государством, неумение правильно оценить обстановку. На него возлагается главная вина за произошедшую катастрофу – революцию и победу коммунистического режима, который принес огромные бедствия русскому народу.


Однако такие мнения во многом связаны с необъективным, а порой просто ложным взглядом на происшедшие события. «Клевета на Царственных мучеников, начавшаяся при их жизни, продолжается и после их мученической смерти, уже пятьдесят лет, и чем дальше – тем сильнее» писал Н. Обручев еще полвека назад. Мы можем подтвердить его правоту – и через сто лет после трагической гибели царя и его семьи споры о них не утихают, а необоснованные обвинения продолжают нарастать.


Составители сборника "Царь и Россия" представляют в этих спорах линию защиты императора Николая. Они предлагают обратиться к статьям русских публицистов и журналистов, государственных деятелей и военачальников, священнослужителей и писателей изданных в русской эмиграции в 1920-1950-х годах. Главная цель этих публикаций о Царе-мученике «выявить Его подлинный облик как человека, христианина и правителя, на основании подлинных исторических фактов, событий и мнений людей справедливых и порядочных, лично близко знавших его» (Н. Обручев).


Сквозь тусклое стекло предвзятости и недоброжелательности трудно разглядеть истину. Она открывается внимательному читателю, как в мелких фактах повседневной жизни царя, так и в анализе статистических данных небывалого и непревзойденного экономического роста и благосостояния в дореволюционной России. Величие и нравственная высота императора Николая открываются в его делах и поступках. И не кажется преувеличением отнести к нему слова Господа, сказанные о праведном Иове: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8).


Жизнь и судьба последнего русского императора неотделима от судьбы России, которую он беззаветно любил и которой был предан до конца. «Русский царь, выразитель эпохи. Он светлое и живое олицетворение России» (Н.А. Павлов). Но почему же случилась такая разрушительная катастрофа? Почему такими актуальными и своевременными стали голоса древних пророков и почти буквально исполнились над Россией: «Ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать… День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы …» (Соф.1:7, 15)?


Над великой тайной беззакония русского размышляют авторы сборника, среди которых святитель Тихон, Патриарх Московский, Святитель Иоанн Шанхайский, архиепископ Аверкий Таушев, священники и пастыри Русской Церкви. Их слова открывают нам духовный смысл происшедшего, позволяют увидеть за неистовством злобы обезумевших людей и за мужеством веры святых новомучеников крепкую руку Господню. Святой праведный Иоанн Кронштадский еще в 1906 году поставил верный духовный диагноз своим современникам, его слова кажутся так пугающе актуальными и сегодня: «Тем именно и страдает ныне русское общество, что в нем нет веры во Христа, нет твердости веры и убеждений христианских, что оно помешано на всяких «свободах», превратно понятых, и творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно…»


Не в наших силах изменить то, что уже прошло, но, преодолевая боль и страх, мы можем вновь и вновь вглядываться в те трагические события, для того, чтобы пытаться избежать таких бедствий в будущем. И, храня надежду в сердце, взывать с пророком Исаией ко Господу: «Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой» (Ис.64:9)!



                                                                            




 
Отправить резюме
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке
 
Заказ обратного звонка
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке
 
Обратная связь
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке
 
Быстрая покупка
защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
введите слово на картинке